Рынки капитала » Статьи  /  МСФО 20 Учет субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи

Долговое финансирование

Облигации

Вексель

Кредиты

CLN

Долевое финансирование

IPO

Этапы IPO

Предварительная работа

Размещение акций на бирже

Связи с инвесторами














28 октября 2009 | Просмотров: 717

Статьи » МСФО 20 Учет субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи

МСФО 20 "Учёт правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи" рассматривает вопросы:

  • Учета и раскрытия информации о правительственных субсидиях; и
  • Раскрытия информации о других формах правительственной помощи.

Вопросы, не рассматриваемые стандартом

  • Учет правительственных субсидий в финансовых отчетах, отражающих влияние изменения цен или в дополнительной информации аналогичного характера.
  • Льготы по налогу на прибыль (например, временное освобождение от налога на прибыль (налоговые каникулы), налоговые льготы на инвестиции, льготы по ускоренному начислению амортизации, снижение ставок налога на прибыль).
  • Государственное участие в собственности компании.

К субсидиям не относятся такие формы помощи, которые не могут быть обоснованно оценены, а также сделки с правительством, которые неотличимы от обычных хозяйственных операций компании.

Критерии признания
Правительственные субсидии не должны признаваться до тех пор, пока не будет существовать обоснованная уверенность, что компания будет соответствовать условиям предоставления субсидий, субсидии будут получены. Получение субсидии само по себе не представляет окончательного доказательства того, что условия её предоставления выполнены или будут выполнены. Субсидия учитывается одинаково, независимо от того, получена ли она в денежной форме или в форме уменьшения обязательства перед государством.

Условно-безвозвратный займы - это займы, от погашения которых кредитор отказывается при выполнении определенных условий. Условно-безвозвратный заём от правительства учитывается как правительственная субсидия, если имеется обоснованная уверенность в том, что компания выполнит условия невозвращения ссуды.
Если заем не будет возвращен, то это, по сути, не кредит, а субсидия.

Основные подходы к отображению в учёте
1. С позиции капитала (субсидия кредитуется на капитал)

  • инструменты финансирования должны отображаться в балансе
  • поскольку возврат не предусматривается, субсидии должны кредитоваться непосредственно на счет капитала

субсидии не заработаны, они являются формой стимулирования и никакие затраты с ними не связаны, поэтому их неправомерно признавать в отчете о прибылях убытках.
2. С позиции дохода (субсидия относится на доходы одного или нескольких периодов)

  • являясь поступлениями из источников не связанных с акционерами, субсидии не должны кредитоваться на счет капитала
  • правительственные субсидии редко являются благотворительностью, предприятия зарабатывают их выполнением условий и обязательств, на которых субсидии предоставлены
  • субсидии следует соотносить с затратами, которые субсидии призваны компенсировать

поскольку субсидии являются формой фискальной политики, их логично отображать в отчете о прибыли и убытках по аналогии с налогами.

Стандарты учета
Признание субсидий в качестве дохода в течение периодов, необходимых для сопоставления их с компенсируемыми ими расходами, на систематической основе. Например, правительственные субсидии, относящиеся к:

  • амортизируемым активам - в периоды начисления амортизации;
  • не амортизируемым активам - в периоды, когда возникли расходы по связанным с субсидиями обязательствам.

Учет по факту получения противоречит принципу начислений и поэтому может быть приемлем только в отсутствие альтернативной базы учета.Субсидии не кредитуются напрямую на счет  капитала. Компенсации уже понесенных затрат или убытков, а также немедленная финансовая помощь, с которой не связаны никакие будущие расходы, должны признаваться в качестве дохода в период получения, в т. ч. - и как результат чрезвычайных обстоятельств (если это правомерно).

Неденежные правительственные субсидии (земельные или другие ресурсы)
Субсидия и актив обычно оцениваются по справедливой стоимости.
МСФО 20 позволяет учитывать субсидию и актив по номинальной стоимости.

Представление информации о субсидиях, относящихся к активам
Приемлемые альтернативные способы отображения субсидий в балансе:
1. С позиции капитала

  • в качестве доходов будущего периода
  • учитывается как доход на систематичной и рациональной основе в течение срока полезного использования актива.

2. С позиции дохода

  • вычитание для получения балансовой стоимости актива
  • доход учитывается в течение срока полезного использования актива путем уменьшения величины начисляемой амортизации.

Разрешенные МСФО 20 взаимозачеты субсидий и активов запрещаются некоторыми национальными принципами учета. Независимо от способа отображения информации в балансе, соответствующие денежные потоки должны быть отдельно представлены в отчете о движении денежных средств.

Представление субсидий, относящихся к доходу
В отчете о прибыли и убытках субсидии могут отображаться одним из описанных ниже способов:
1. Кредитуются отдельно, или в составе общей статьи, например, "Другие доходы"

  • Нецелесообразно производить взаимозачет статей доходов и расходов
  • Отделение субсидии от расходов облегчает сопоставление с другими расходами, на которые не повлияла субсидия.

2. Вычитаются из соответствующих расходов

  • Расходы, вероятно, не были бы понесены в отсутствие субсидии
  • Следовательно, представление расходов без зачета субсидии может вводить в заблуждение.

В случае получения субсидии в связи с ранее понесенными расходами соответствующего ей актива не существует, поэтому её нельзя рассматривать в качестве дохода будущих периодов.

Возврат правительственных субсидий
Возврат субсидии должен учитываться как пересмотр бухгалтерской оценки.
1. Относящиеся к доходу

  • Сумма возврата вычитается из оставшейся неамортизированной величины отсроченного поступления
  • Превышение возврата над остаточной стоимостью поступления немедленно списывается на затраты периода.

2. Относящиеся к активу

  • Сумма возврата должна учитываться путем увеличения балансовой стоимости актива или уменьшения остатка доходов будущих периодов
  • Накопленная дополнительная амортизация немедленно списывается на затраты периода.

Правительственная помощь
Правительственная помощь - это действия правительства, направленные на обеспечение специфических экономических выгод для компании или группы компаний, отвечающих определенным критериям.
Правительственная помощь не включает:

  • Косвенные выгоды, предоставляемые посредством влияния на общие условия функционирования, например, создание инфраструктуры в развивающихся районах или установление торговых ограничений для конкурентов.
  • Формы правительственной помощи, которые не могут быть обоснованно оценены (например, бесплатное предоставление технических или маркетинговых консультаций или предоставление гарантий.
  • Операции, которые неотличимы от обычных торговых операций компании (например, Продажи, осуществленные в рамках программы государственных закупок. Наличие выгоды может быть бесспорным, но любые попытки отделить торговую деятельность от правительственной помощи окажутся спорными.)

Значимость выгоды для компании может быть такова, что без раскрытия информации о характере, степени и продолжительности оказываемой помощи финансовые отчеты могут ввести пользователей в заблуждение.

Беспроцентные ссуды или ссуды под низкий процент
Форма правительственной помощи, однако выгоды ее не поддаются измерению с помощью применения процентной ставки.

ПКИ-10: Правительственная помощь - отсутствие связи с операционной деятельностью
Вопрос - является ли такая правительственная помощь "правительственной субсидией" в рамках МСФО 20, и, следовательно, должна ли она учитываться в соответствии с этим Стандартом.
Консенсус - такая помощь отвечает определению правительственной субсидии в МСФО 20. Такие субсидии не должны кредитоваться непосредственно на счет капитала.

Раскрытие информации

  • Учетная политика, принятая для правительственных субсидий, в том числе методы представления, принятые в финансовой отчетности;
  • Характер и размер правительственных субсидий, признаваемых в финансовой отчетности, а также указание других форм правительственной помощи, от которых компания получила прямую выгоду; и
Невыполненные условия и прочие условные события, связанные с правительственной помощью, которая была признана.

Встречающиеся термины:
    Амортизация
    Доход
    Инвестиции
    Капитал
    Кредит
    МСФО
    Раскрытие информации
    Расходы
    Учетная политика

Другие статьи по теме:

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru