Рынки капитала  /  Методы оценки бизнеса

Долговое финансирование

Облигации

Вексель

Кредиты

CLN

Долевое финансирование

IPO

Этапы IPO

Предварительная работа

Размещение акций на бирже

Связи с инвесторами














Методы оценки бизнеса

Можно выделить три основных метода оценки бизнеса (стоимости компании):

    • Рыночный (сравнительный) метод.

Этот метод основан на сравнении компаний и оценки стоимости компании, исходя из стоимости компаний, которые схожи с рассматриваемой по многим показателям и уже торгуются на рынке. Существует два основных подхода к применению данного метода:

      • во-первых можно оценить стоимость компании, исходя из ее показателей финансовой деятельности и коэффициентов схожих компаний, которые торгуются на рынке. Так можно рассчитать предполагаемую стоимость акции рассматриваемой компании путем умножения ее прибыли на коэффициент P/E (price on earnings, цена разделить на прибыль) какой-либо достаточно схожей компании.
      • второй подход исходит из предположения о том, что схожие компании, работающие в одной отрасли и имеющие один рынок сбыта, должны стоить одинаково.

Явным преимуществом данного метода является его простота и скорость получения оценки. Стоит отметить, что у метода есть и явный недостаток – приблизительность получаемых оценок. Еще одним существенным недостатком, а скорее следствием из упомянутого выше, является тот факт, что на рынке бывает достаточно проблематично найти схожую компанию. Как правило, аналог можно найти для крупной компании, которая имеет достаточно возможностей для проведения полноценной оценки, небольшим компаниям сложнее найти достаточно релевантный аналог.

    • Доходный метод.

Многие аналитики считают этот метод наиболее точным и дающим наиболее адекватную оценку, учитывающую множество факторов. Точность получаемой оценки достигается путем существенного роста трудоемкости метода.
При применении доходного метода основным показателем, который используют дл оценки, является будущая прибыль. При этом при составлении прогноза учитываются структура капитала компании, денежные потоки по ее деятельности за прошлые периоды, перспективы ее развития, а так же бизнес-климат в отрасли, в которой функционирует компания, и риски, которым подвергается деятельность.
Как правило, выделяют два основных метода в рамках применения доходного подхода: метод прямой капитализации и метод дисконтированных денежных потоков.
Методом прямой капитализации чаще всего оцениваются компании, имеющие некоторую историю функционирования, которые уже успели набрать активы, позволяющие оценить не только текущее состояние компании, но и перспективы ее развития. Ставка капитализации при использовании этого метода рассчитывается как отношение рыночной стоимости активов, которыми владеет компания, к формируемому с их помощью чистому годовому доходу. Стоимость компании вычисляется как отношение годового дохода компании к ставке капитализации.
Главным недостатком этого метода является то, что в нем материальные активы рассматриваются только с точки зрения приносимого ими дохода и не учитывается стоимость нематериальных активов компании.
Метод дисконтированных денежных потоков основывается на поиске приемлемой цены для каждой из сторон и на соотношении этих цен. Для инвестора, который собирается купить бизнес, чистая настоящая стоимость такого проекта инвестирования капитала должна быть не меньше нуля, то есть объем инвестируемых в проект средств не должен превышать настоящую стоимость будущего потока доходов по проекту. Со стороны продавца бизнеса ситуация прямо противоположная: цена должна быть не ниже настоящей стоимости будущего потока доходов. Из описанных выше рассуждений вытекает очень простой вывод: цена, которая устроит как покупателя, так и продавца, должна равняться настоящей стоимости будущего потока доходов.
Главные трудности при использовании этого метода возникают при расчете ставки дисконтирования. Как правило, в качестве ставки дисконтирования используется минимальный требуемый уровень доходности. Для обоснования ставки дисконтирования используются следующие показатели: безрисковая ставка доходности (как правило, ставка ГКО), уровень инфляции и премия за риск, которая складывается из оценок странового, отраслевого риска и риска деятельности конкретной, оцениваемой компании. Для оценки премий за риск используются различные методы, например, их оценивают путем вычисления коэффициентов на основе сравнения безрисковых (или с очень низким риском) инструментов.
Более простым способом выбора ставки дисконтирования является принятие за нее доходность по альтернативным инвестициям, например, по вкладам в банк.

    • Затратный метод.

Затратный метод исходит из следующей идеи: при продаже компании цена должна покрыть издержки на ее создание. То есть, стоимость компании оценивается на основе стоимости принадлежащего компании имущества.
Метод может давать не достаточно точные оценки по причине того, что все используемые при расчете данные необходимо проверять и корректировать. Это происходить из-за того, что балансовая стоимость основных средств совпадает с рыночной только сразу после покупки основных средств и постановки их на баланс – возникает проблема корректировки. Необходимо корректировать не только стоимость основных средств, общую оценку всех разделов баланса. Такая корректировка требует затрат времени и ресурсов.
Кроме того, затратный метод позволяет получить лишь нижнюю границу стоимости бизнеса, поскольку не учитывает возможные перспективы его развития.
Стоит отметить, что, несмотря на указанные выше недостатки, существуют ситуации, когда данный метод позволяет получить наиболее точную оценку стоимости компании. В случае, если компания владеет достаточными активами, когда нет возможности на достаточно длительный срок проследить ее доходы или когда бизнес ликвидируется, наиболее целесообразно применение затратного метода оценки.



Встречающиеся термины:
    Акции
    Доход
    Доходность
    Инвестор
    Капитал
    Риск
    Ставка доходности
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru